To display the site correctly, please, enable JavaScript.
Глава 3 - Заключение
<< Предыдущая |
В центральной части южного берега Мальты, недалеко от обрывов Дингли, расположен участок храмов Мнайдра (Mnajdra) и Хагар-ким (Ħagar Qim). Координаты по Google Earth –N35°49′39,75″, E14°26′31,63″.
Сейчас эти строения расположены на одном береговом склоне, но на разных уровнях. Перепад высот между ними составляет около 40м. Но до катастрофы, поверхности на которых они построены были почти на одном уровне. Причем, Хагар Ким располагался на берегу основной суши палео-Мальты, а Мнайдра на небольшом островке, отделенном с севера полосою прибрежных болот.
Если Вы посмотрите на прекрасный по качеству космоснимок этого участка, взятый с сайта Google Earth, то увидите, что земная поверхность имеет разную окраску. Площади покрытые тогда озерно-болотными отложениями, теперь имеют характерный светло-серый фон. Это обусловлено цветом поверхности известняка обнажающегося на них и представленного на многочисленных фотографиях колей. Это цвет развитой на нем плотной тонкой корки толщиной 1-2мм. Корки, образование которой также связано с высыханием осадков, и которая, теперь защищает известняки от разрушения. Именно наличие и сохранность этой корки позволяет мне делать вывод, что поверхность известняка и сами колеи практически не подвергались эрозии, а значит образовались они совсем недавно.
Более темно-коричневым цветом на снимке отличаются участки бывшей суши, покрытые сейчас глинистыми почвами и ожелезненные отложения лагун.
Так по тону и характеру окраски по аеро- и космоснимкам легко можно определить участки на Мальте и Гозо покрытые озерами и болотами в те древние времена, и тем самым частично восстановить палеогеографию. Частично – потому, что некоторые территории для такого анализа нам недоступны т.к. ушли под воду, а некоторые - изменены человеком до такой степени, что не сохранили никаких следов былого.
Идущая здесь же, с возвышенности, от Misqua tank колея, пересекающая пешеходную дорожку между двумя храмами, указывает на наличие в те времена там жилья, которое располагалось где-то на древнем берегу еще севернее вышеозначенной емкости. По-видимому с тех насиженных мест люди ушли не сразу, т.к после катастрофы они успели еще вырыть в скале полости для воды. Их положение не было столь критическим как у других. Поднятие немного отдалило их от моря, но не отрезало от спуска к воде. Берег здесь достаточно пологий.
Чем обусловлено строительство «храмов»? Только ли близостью к застывшей корке определялся выбор места их построения, сейчас неясно. Может быть это было просто дома, которые устраивались на местах бывших поселений, м.б. строители отмечали ими какие-то значимые для себя пункты, а м.б. это сооружения в память о погибших людях населявших погрузившиеся под воду участки суши.
В одном из самых загадочных мест Мальты – подземном храме Хайподжиум (Hypogeum, Hal Saflieni), в начале 20-го века были обнаружены, части скелетов, около 7000 людей. Не тела, а именно принесенные откуда-то кости. Кто знает м.б. это и были останки тел утонувших людей, населявших погрузившуюся под воду сушу и выброшенные морем на берега Мальты. Много позднее, когда сами островитяне оправились после катастрофы, они, возможно, собрали на побережьях все то, что от них осталось, и похоронили в специально для этого сделанном месте.
Этот подземный храм, похоже, так же создавался в сырых еще не отвердевших породах. В пользу этого предположения свидетельствует то, что каждое последующее помещения храма считая от входа, располагалось на более низком уровне. Похоже, создатели его уходили в глубину от опускающейся сверху границы твердеющих пород.
Участок San-Pawl tat-Tagra, Naxxar. (координаты центра по GPS N35° 55,513′ E014° 26,128′)
Участок расположен на западном склоне холма, на вершине которого расположена деревня Нашар. Фото № 37 - вид его сверху. Главная особенность участка в том, что на нем единственном колеи спускаются с вершины холма по серпантину. На аэрофотоснимке рельеф читается очень плохо и поэтому на нем нанесены уступы и указан общий наклон склона. Высота уступов уменьшается с севера на юг. Наибольшую высоту они имеют в самой верхней части снимка вблизи поворота дороги.
Как раз здесь из под насыпи, на которой стоит небольшое здание, появляется одна из колей, тут же пересекающая небольшой, высотой 2-3м, уступ (см фото № 38).
Фото 37 - Cart-ruts спускающиеся серпантином со склона на участке San Pawl tat Tagra Naxxar (фото by Daniel Cilia from “Malta prehistory and temples” by David H. Trump)
Красным цветом показаны уступы.
Голубым - направления движения саней.
В верхней части аэрофотоснимка показано место фото 38.
Фото 38 - Спуск колей с уступа
Посмотрите, как глубоко врезаны колеи на склоне. Сани, буквально, провалились в ил, который на этом участке, по-видимому, был достаточно мягкий. Такие места однозначно показывают, что направление движения по колеям было вниз, а не вверх по склону. Вряд ли кому пришло бы в голову забираться по этому уступу в самом крутом его месте, если в 100 метрах южнее, где он исчезает, подняться можно было совершенно спокойно.
Если следовать в этом направлении дальше на запад, то метров через 50 есть еще один уступ, гораздо более крутой и высокий. Спускаться там люди уже не рискнули, хотя это сокращало расстояние. Они повернули свой транспорт на юг и тащили его вдоль этого большого уступа до тех пор, пока он не уменьшился до безопасных размеров. Тогда они спокойно пересекли его и продолжили свой спуск вниз.
Другая группа людей, следы саней которых также начинаются от домика, уступы пересекать вообще не решилась и продолжила движение в южном направлении, по-видимому, предпочтя медленный спуск вдоль по склону.
Здесь, мы также можем видеть раздваивающиеся следы, свидетельствующие о движении нескольких саней по одному и тому же пути и уход с этого пути когда это было необходимо.
Судя по расположению колей и их количеству поселение, откуда шли люди, находилось, где-то с севера-востока на вершине холма. И хотя море находится севернее этого предполагаемого места, движение к нему напрямик было затруднено наличием с севера крутых обрывов. Обойти их было легче, двигаясь на юг.
Пользуясь случаем, отмечу, что уступы о которых мы только упоминали и есть проявление той самой тектоники создавшей рельеф на острове. До катастрофы, данный участок представлял собой пониженную заболоченную полосу, разделяющую едва приподнятые участки суши расположенные с запада и востока. Границы ее прекрасно восстанавливаются по космоснимкам,.
Еще одна особенность данного участка состоит в том, что развитым на нем известнякам, геологи присвоили самый древний среди всех мальтийских пород возраст – 25 - 35млн. лет. Учитывая, что на этом участке еще встречено много следов людей (см.фото №27 и 28) информацию о нем смело можно помещать в разделе «Самые ранние следы деятельности людей» в книге Гиннеса. Это, конечно, шутка. Но, на самом деле, я ставлю под сомнение не возраст выделенных в многочисленных береговых обрывах олигоценовых (нижних) коралловых известняков, в правильности определения его у меня нет оснований сомневаться, а только тех разновидностей известняков, которые распространены на поверхности Мальты и Гозо там, где есть колеи, и аналогичные им, там, где колей нет.
Участки Dwejra, мыс San Lawrenz, и Ta Cenc на Gozo. (Фото 1 и 2) Координаты представлены в координатной ведомости в конце главы.
Участки интересны тем, что колеи здесь отпечатались не только на т.н. болотных, но и на настоящих морских глобигериновых известняках. Последние отличаются более ровной поверхностью, отсутствием пустот внутри, и наличием обнажающихся прямо среди колей на поверхности известняков крупных, хорошо сохранившиеся, раковин морского гребешка (Pecten) и панцирей морских ежей.
Фото 39 - Участок Ta Cenc (Гозо). Колеи вдоль клифа
Отпечатки колей в этих известняках отличаются меньшей шириной отдельной колеи (при сохранении того же расстояния между колеями) и небольшой глубиной следа. Первое, есть следствие того, что слой покровных органических илов не имел здесь большой мощности, и полозья хорошо прорезали его, и поэтому отпечатки больше соответствуют их настоящим размерам. А второе – обусловлено тем, что сами отложения, на которых отпечатались следы отличались большей, чем на других участках плотностью, и поэтому не давали саням глубоко проваливаться. Различие в плотности прекрасно видно на участке Dwejra (Фото 1). В самом конце колеи перед ее исчезновением она пересекает небольшие выходы типичных болотных пористых известняков. И резко глубина колеи возрастает с 10-15 до 40-50 см. Сани проваливаются в ил, оставив на протяжении 10м глубокие борозды, фотография которых, часто представляется как своего рода визитная карточка Cart-Ruts.
Такая разница в плотности может быть объяснима, прежде всего, различием в возрасте осадков. Если верить геологам, то глобигериновые известняки образовались 15 - 25млн. лет тому назад, а, значит, у них было время уплотниться. Покровы «болотных» известняков образовались на них гораздо позднее, когда на поверхности моря уже появилась суша, которая сразу стала размываться, и поэтому, слежаться не успели.
Для нас, колеи на этих участках важны еще тем, что они свидетельствуют о том, что морские глобигериновые илы оставались пластичными вплоть до момента осушения. Т.е за те же 15-25 млн. лет с момента их образования, если конечно геологи не ошиблись с возрастом, осадки не отвердели и не превратились в известняк, а всего лишь несколько уплотнились. И только после осушения они окаменели. Такая разница между временем образования осадка и временем его литофикации, т.е. временем превращения его в ту породу, которую мы видим сейчас, не может быть просто сброшена со счета. Даже по геологическим меркам, верхний предел их возраста -15 млн. лет срок не малый. И встает вопрос, а что же считать в этом случае за возраст образования породы – то, когда образовался осадок или то, когда он превратился в известняк?
В зависимости от решаемых задач, можно выбирать тот или другой вариант ответа, но главное, как мне кажется, таким образом, в рамках предлагаемого в этой статье объяснения может быть снята проблема расхождения времени образования колей и возраста вмещающих их отложений. Тем самым устраняется второе по значимости препятствие, не позволявшее ранее даже предположить возможность возникновения отпечатков от древнего транспорта на отложениях образовавшихся несколько миллионов лет тому назад.
Несмотря на открывшуюся возможность, таким образом примирить колеи с известняками практически любых возрастов, в которых они развиты, не могу не выразить своих сомнений относительно т.н. нижних и верхних коралловых известняков, вернее, только тех их разновидностей, какие выделяются мальтийскими геологами в частности на участках с колеями.
Как я упоминал ранее, возраст их сейчас считается 35-25 млн. лет, и 7-5 млн. лет соответственно. По очень многим весьма специфическим признакам это, скорее всего, одни и те же образования, одного возраста и происхождения, которые сформировались, совсем не так давно, и не в море, как это должно следовать из названия «коралловые», а в мелководных опресненных лагунах, за счет размыва материала более древних подстилающих морских отложений. Это странное сходство пород, разделенных двадцатью миллионами лет, отмечалось исследователями и ранее, но только колеи помогли понять, что оно не случайно. То, что эти осадки были переотложены, сыграло роковую роль в определении их возраста. В них осталась древняя фауна из материнских морских отложений, но не появилась новая, т.к. размыв происходил в условиях самых неблагоприятных для жизни организмов способных переходить в ископаемое состояние, - в условиях пресноводных бассейнов. Определение возраста отложений в таких ситуациях в геологии всегда большая проблема.
Участок Dweira интересен еще и тем, что здесь мы можем наблюдать работу тектоники по формированию современных форм рельефа. Поднимаясь вдоль колей по перешейку, отделяющему Inland Sea от моря, мы пересекаем, несколько небольших (высотой от нескольких сантиметров до полуметра) тектонических ступеней, по которым и происходил рост перешейка и самой возвышенности (фото №40). Завершается эта «лестница» 3-х метровым уступом на самой вершине холма, фотография которого приводилось раньше для иллюстрации тектонического характера такого рода образований очень широко развитых на Гозо и Мальте.
Фото 40 - Тектонические ступени
Здесь же, прекрасно видна та светло-серая бронирующая корка (фото 40 и 41), покрывающая, по моему мнению, осушившиеся во время катастрофы отложения, о которой мы упоминали ранее, и здесь же видно как интенсивно эродируют известняки в тех местах, где она разрушилась. Он становиться рыхлый, сыпучий. Частицы его, утрачивая связь между собой, начинают образовывать глиноподобные массы, вязкие во влажном состоянии. Аналогичным образом разрушается известняк в стенах мальтийских домов. Все это подтверждает, что обычный микрорельеф поверхности известняков, представленный нами на многочисленных фотоснимках, не является, следствием эрозии известняков, а имеет первичную природу.
Фото 41 - Бронирующая корка и эрозия известняков
Осталось добавить, что на участке Dwejra, судя по расположению колей, древнее поселение находилось вблизи вершины ближайшего холма, возможно там, где сейчас находится карьер.
На втором участке -Ta Cenc, кроме колей были встречены еще одни интересные следы деятельности древних людей - насечки на поверхности известняка в виде дорожек (см. фото 42). Фрагменты их встречаются почти на всех участках с колеями, о которых я упоминал в этой статье. Иногда, похоже, они идут к пещерам, как на участке Clapham Junction и San Pawl tat-Tagra Naxxar, а иногда их направление не ясно.
Фото 42 - Дорожка с насечкой
Последний участок, который мы рассмотрим, тот самый с которого мы начали разматывать клубок загадок связанных с колеями.
Участок расположен в черте застройки городка San-Gwann, на вершине невысокого холма и обнесен сетчатой изгородью. Участок отличается довольно высоким качеством отпечатков и наличием места, где очень ярко и рельефно пересеклись несколько пар колей (см. Фото 11 и 12), хотя если посмотреть сверху, то видно что колеи всего две (Фото 43)
Фото 43 - Вид сверху участка в San Gwann (from “Malta: prehistory and temples” by David H. Trump)
Попробуем разобраться в причинах определивших расположение колей на этой территории. Начнем, как раз с места пересечения, а вернее расхождения колей. Оно находится на самой границе участка (внизу снимка). Колеи подходящие к нему, если и были, то теперь закрыты дорогой и городской застройкой. Если внимательно присмотреться к фото 11 и 12, то в этом, кажущемся на первый взгляд хаосе, можно разглядеть три пары колей. Первая с широкими полозьями, расстояние между центрами которых около 145см пошла влево, вторая и третья, с более узкими полозьями и базой между ними 135см пошли вправо. Судя по глубине колей в этом месте, похоже, что сани здесь сильно провалились в глину. Глубина колей достигает 60см. Небольшим понижение в рельефе отмечается и само это место. По-видимому, тогда здесь была яма или лужа, покрытая сверху органическим илом. То, что в нее попало трое саней, говорит о том, что они шли в разное время. Иначе бы двигаясь до этого места по одной колее, после того как провалился первый другие бы свернули не доходя до ямы. Но почему потом они стали расходится? Дело в том, что впереди, и это сейчас видно, тоже было понижение, пересечение которого вполне могло показаться людям более сложным, чем то из которого они только, что выбрались. И поэтому они его обошли. Мощные, более тяжелые сани, пошли налево, а двое более легких, с колеёй 1.35м – направо. Колеи соединились метров через 50-60, когда дорога опять стала ровной.
На этом участке впервые удалось найти то, что мы предполагали - более-менее отчетливые следы ног древних людей (фото 26 и 27). Эти продолговатые отпечатки далеки от совершенства, но мы уже говорили, в каких условиях они могли получаться. А, вообще, таких неровностей, которые могут быть следами ног, очень много на всех участках.
Направление движения саней было с юга на север, в сторону берега моря. Об этом свидетельствует и развилка с описания которой мы начали и общая логика. Сейчас уже вряд ли удастся определить откуда шли люди, где было их прежнее поселение, так же как и куда направлялась дорожка, фрагмент насечки которой есть здесь же.
В заключении описания этого участка, я бы хотел еще раз привлечь внимание читателей к форме колей. Еще раз посмотрите на фото развилки. Поразительно, но как можно было, глядя на это, предполагать, что колеи выдолблены или протерты в скальной породе? Ответ один: неправильно воссозданная, история геологического развития островов, не способность геологов объяснить, как на таких высотах могли оказаться пластичные отложения, и почему они потом затвердели, препятствовало воображению исследователей двигаться в правильном направлении.
Заключение
Конечно, было очень занимательно, находясь в Санкт - Петербурге, вдали от Мальты, имея в распоряжении только воспоминания в своей голове и фотографии в своем фотоаппарате, распутывать шаг за шагом на протяжении этих двух лет, клубок загадок вокруг колей и храмов и в итоге, понять, что же произошло там, в те далекие времена. И хотя само предположение, что колеи - это отпечатки, родилось почти при первом же взгляде на них, более глубокое понимания особенностей обстановки предваряющей их появления и всех последующих происшедших коллизий и метаморфоз пришло не сразу.
Но главным для меня, хотя это многим покажется странным, является не решение этой археологической загадки. Главное это то, что в этом примере ярко обнажилась несостоятельность современных геологических взглядов на происхождение и эволюцию рельефа, на роль эрозии и тектоники в этом процессе, приведших к стагнации в поисках реального ответа на природу колей. Вся замечательность данного случая в том, что рельеф Мальты и Гозо никакой не уникальный, а самый обычный, и это видно на снимках. И везде его бы приняли, особо не задумываясь, за эрозионный. И потому, думаю, что аналогичных геологических ошибок, значимость последствий которых многим геологам сейчас даже не представить, по всему миру предостаточно. Уникальность же ситуации на Мальте состоит в том, что здесь, только благодаря наличию колей, удалось установить тектонический и катастрофичный характер рельефной перестройки. Если бы колей не было, это стало бы понятным еще очень нескоро.
Пожалуста, оставте отзыв о статье.
<< Предыдущая |
Координатная ведомость
Наименование объекта | GPS | Google Earth | ||
N | E | N | E | |
Dwejra point (Gozo) | ||||
Cart-ruts (Photo 1) | 36° 03,260′ | 14° 11,385′ | 36° 03′ 15,10″ | 14° 11′ 22,83″ |
Scarp of the top (Photo 19) | 36° 03,360′ | 14° 11,542′ | 36° 03′ 18,87″ | 14° 11′ 31,52″ |
Ta Cenc (Gozo) | ||||
Cart-ruts (Photo 2) | 36° 01,127′ | 14° 15,117′ | 36° 01′ 05,39″ | 14° 15′ 06,86″ |
Dingli cliff (Malta) | ||||
Cart-ruts near Madelena Chappel (Photo 5) | 35° 51,094′ | 14° 23,217′ | 35° 51′ 06,80″ | 14° 23′ 14,34″ |
Clapham Junction (Malta) | 35° 51,080′ | 14° 23,748′ | 35° 51′ 06,07″ | 14° 23′ 45,20″ |
Cave Dvellings (Photo 29) | 35° 51,162′ | 14° 23,823′ | 35° 51′ 09,51″ | 14° 23′ 48,78″ |
San Gwann (Malta) | ||||
Cart-ruts (Photo 11, 12 ) | 35° 54,725′ | 14° 28,728′ | 35° 54′ 40,40″ | 14° 28′ 41,00″ |
San Pawl tat-Tagra, Naxxar (Malta) | 35° 55,530′ | 14° 26,223′ | 35° 55′ 34,60″ | 14° 26′ 19,74″ |