Для корректного отображения сайта, пожалуйста, включите JavaScript.

To display the site correctly, please, enable JavaScript.

Глава 6: Рисунки Наски

<< Предыдущая Содержание Следующая >>

Рисунки Наски Не ставя изначально перед собой задачу разобраться с рисунками Наски, по причине, как мне казалось, ее бесперспективности, кое-что новое теперь, после раскрытия назначения линий, о них сказать можно.

Начнем с того, что древних рисунков в Наске минимум два типа.

Первый – наиболее известный. К нему относятся почти все рисунки, располагающиеся непосредственно на поверхности пустыни Наска, многие из которых являются ее визитными карточками. Большая часть из них представлена в таблице на рис 1.

Рисунки с северной оконечности пустыни Наска

Рисунок 1 Рисунки с северной оконечности пустыни Наска. (из книги М.Райхе “Mystery on the desert”)

Вместе с аналогичными по технике рисунками южной части пустыни, где превалируют морские животные, все они расположены непосредственно на равнине, на почти горизонтальных поверхностях. Как некоторые из них выглядят в натуре, можно посмотреть на рис 2-7.

Линии, которыми они сделаны, представляют собой неглубокие канавки, дно которых выполнено песком или светлым, уже известным нам, пылеватым материалом. Поэтому они и видны на более темном фоне каменистой пустыни. /p>

Попугай (Лоро)

Рисунок 2 Попугай (Лоро). Фрагмент из снимка из Панорамио №45869758.

Рисунок 3. Обезьяна. Фрагмент снимка из Панорамио № 88605. Глядя на предыдущую и эту фотографии, можно видеть, как здесь деформировалась поверхность земли после перестройки, в деталях разбираться с особенностями этого процесса. Поскольку роль эрозии тут ничтожна, вода, если и текла по этим ложбинам, то вряд ли успела большее, чем обозначить русло.

 Изображения 2-х, скорее всего, морских птиц.

Рисунок 4. Изображения 2-х, скорее всего, морских птиц. Левая с непомерно длинным клювом, не поместившимся в снимок. Правая – относительно нормальных пропорций. Фрагмент снимка из Панорамио № 68795496.

Паук.

Рисунок 5. Паук. Снимок из Панорамио № 10072499.

Колибри

Рисунок 6. Колибри. Снимок из Панорамио № 81785638.

Собака?

Рисунок 7. Собака? Фрагмент снимка из Панорамио № 14511838.

Другая группа рисунков - это рисунки на склонах. Наиболее известным их представителем является антропоморфная фигура – т.н. «Астронавт» (рис 8)

Астронавт

Рисунок 8 - «Астронавт». Автор eulogio Selected for Google Earth [?] - ID: 15722376

Рисунок 9. Фрагмент снимка из Панорамио № 9591083.

Изображение человека в шляпе

Рисунок 10. Изображение человека в «шляпе». Фрагмент снимка из Панорамио № 55347124.

Антропоморфные существа

Рисунок 11. Антропоморфные существа. Из GE (север внизу!)

Антропоморфное существо

Рисунок 12. Антропоморфное существо. Фрагмент снимка из Панорамио №51560991.

Как видно из представленных фото, различия между этими двумя типами изображений заключаются не только в расположении, но и в манере исполнения.

Рисунки из пустыни выполнены одной непрерывной, непересекающей саму себя линией. Исключение представляют только глаза у Лоро в виде двух едва заметных окружностей, не соединенных с общим контуром. Во всех остальных случаях детали, даже внутри изображения, как, например, закрученный хвост обезьяны или перья в крыльях пеликана (рис 13), выполнены одной непрерывной линией. И мало того, во всех случаях, где сохранность изображения достаточно хорошая, эта линия никогда не кончается внутри рисунка. Т.е. хвост обезьяны, представляет собой не просто закрученную линию, а двойную спираль, с которой мы уже неоднократно сталкивались – по одной линии она закручивается до центра, а по другой раскручивается. А крылья многих птиц очень напоминают известные нам серпантины. Это можно видеть на рис 13, где изображен пеликан.

Пеликан

Рисунок 13. Пеликан.

Проницательный читатель наверняка уже догадался, к чему я клоню…

Всё верно. Контур изображения на равнине, так же как спирали и серпантины, заполнялся водой. Точку в этом поставило наличие канавок, которыми эти рисунки были "подключены" к системе водоснабжения. На рис 1 они указаны красными стрелками.

На рисунках 3, 5, 6, и 7 места присоединения можно разглядеть более подробно. Здесь видно, что в этих точках магистральная линия имеет разрыв. Т.е. вода, как обычно, по одной ветке подается в рисунок, а по другой из него уходит. Отделяет эти ветки друг от друга пространство в 1-2м, хотя иногда они разнесены. Так обеспечивается проточный характер водоснабжения. Этим же обусловлено то, что канава, формирующая рисунок, нигде сама себя не пересекает. В таких местах могут возникнуть застойные зоны.

Естественно, что заполняться водой такие сложные изгибы могут только на очень ровных и горизонтальных поверхностях. После перестройки рельефа это стало невозможным. Как выглядит поверхность сейчас, на снимках видно хорошо. Оживить рисунки в таком виде не удастся, вода никогда их полностью не заполнит и не потечет по ним. Но создание хотя бы одной такой работающей модели в натуральную величину – прекрасное занятие для местных энтузиастов и представителей туриндустрии. Вдоль такой канавки даже можно было бы что-нибудь посадить, и тогда рисунок превратился бы в благоухающую клумбу или шпалеру из кукурузы.

Теперь становятся понятными некоторые особенности рисунков. В частности, что представляет собой пятая нога у собаки и обезьяны. А то ведь предположения были самые двусмысленные.

Ясно, почему продлена правая ножка паучка, а то в одной работе я вычитал, что именно у этого вида паучков, именно на этой ножке находятся половые органы, и именно этим обусловлено такое оригинальное ее выделение среди других ножек.

И, мне кажется, теперь можно перестать видеть в этих рисунках какое-то неземное совершенство и гармонию, раскладывать их на математические кривые и искать в их пропорциях зашифрованную информацию. Да, в некоторых случаях их авторы неплохо передали какие-то характерные черты объекта, стойку, изгиб тела, специфические детали, но ведь это еще не повод для восторгов. Все-таки мы оцениваем работу людей, а не рисующих шимпанзе или слонов.

А что же рисунки на склонах? Они, как мы видим, выполнены без каких-либо правил. Похоже, единственное, чем руководствовались их создатели, это то, что они должны быть видны с равнины. Отсутствие жесткого канона в исполнении, на мой взгляд, уподобляет их детским рисункам на асфальте. Возможно, от этого их считают более древними, чем рисунки пустыни, выполненные по сравнению с ними в стиле строгой и изысканной графики. Но по изложенной выше логике все ровно наоборот. Рисунки на склонах могли появиться только после перестройки рельефа, и значит они более поздние.

Наверное, навсегда останется тайной, имеют ли они какой-то более глубокий смысл или это рисунки тинэйджеров каменного века. Глядя на «Астронавта» я бы, скорее, поверил в последнее, но изображение чего-то похожего на шляпы, на головах человечков, может иметь и более серьёзные причины.

Кроме вышеупомянутых изображений, в регионе много и других. Они встречаются везде, где есть покровы песков с камнями, подобные тем, что наблюдаются в Наске. Создавались они по той же технологии – перемещением камней.

Большинство из них завоевания последнего времени, и сообщают, что «Здесь был Санчо или Педро», но есть и фигуры непонятного назначения, которые, возможно, создавались гораздо раньше.

Итак, частично тайна рисунков Наски приоткрылась. Но всю её, я думаю, мы не узнаем никогда.

<< Предыдущая Содержание Следующая >>
×
Zoom In
Zoom Out
100%